Результаты проверки Центра защиты прав СМИ местным отделением Минюста, усмотревшим в работе организации «политическую деятельность», вызвали критику со стороны медиасообщества. Помимо штрафа – до 500 тыс. рублей – Центр может столкнуться с серьезными проблемами, считают представители воронежских СМИ. Редакция РИА «Воронеж» выяснила у редакторов и руководителей СМИ, как статус «иностранного агента» повлияет на их отношения с Центром и на работу самих СМИ.
Евгения Куриленок, главный редактор портала 36on.ru:
– С новыми поправками к закону о СМИ выживать становится все труднее. Журналисты по профилю своей деятельности не могут быть специалистами высокого класса в области права. Центр защиты прав СМИ под руководством Галины Араповой единственный в России профессионально занимается защитой прав журналистов. Разъясняет дух, а не букву закона. Никто в России не проводит таких семинаров для журналистов, не выпускает такой полезной литературы.
Я считаю, что приравнивание юристов-профессионалов к иностранным агентам – бред и ловля блох на пустом месте. Намного больше вреда России наносят осторожничающие политики, а не такие НКО, пусть даже с иностранным участием, как Центр защиты прав СМИ.
Что будет дальше, оценить сложно – я не совсем понимаю, что значит этот реестр иностранных агентов, что он должен значить для меня как потребителя услуг Центра. Хотелось бы получить разъяснения от Минюста.
Дмитрий Орищенко, руководитель портала Abireg.ru:
– Думаю, ошибочно считать Центр защиты прав СМИ политической организацией. Просветительскую работу Галины Араповой нельзя назвать политикой – она просто авторитетный медиаюрист. Если рассматривать ситуацию с той позиции, что иностранные агенты занимаются политической деятельностью, Центр к ним приравнивать нельзя. С другой стороны, не вижу ничего плохого в статусе иностранного агента, если действительно есть финансирование из-за рубежа. Возможно, проверка Центра связано с охлаждением отношений с Западом.
Борис Подгайный, главный редактор газеты «Воронежский Курьер»:
– По моему мнению, Центр защиты прав СМИ не является иностранным агентом. Это очень важная структура, которая защищает журналистов по всей России.
Андрей Цветков, главный редактор газеты «КоммерсантЪ-Черноземье»:
– На мой взгляд, более патриотичной НКО, которая работает на пользу российского законодательства или общества в целом, представить сложно. Сотрудники Центра проводят скрупулезный разбор законодательных актов, работают с конкретными журналистами, которым нужна помощь, повышают их профессиональную грамотность.
Я не считаю, что Центр защиты прав СМИ стал в последнее время политизированным. Если Центр защиты прав СМИ выбрали, чтобы продемонстрировать, что нашли иностранного агента – это огромная ошибка. Пока этого не произошло де-юре, думаю, стоит хотя бы в порядке исключения сделать шаг назад. Включение Центра в реестр иностранных агентов в пользу Минюста точно не сыграет, не говоря уже о репутации региона или всего государства. Это огромная ошибка работников Минюста, которые участвуют в этой кампании.
Все эксперты говорят, что Минюст доведет дело до конца и включит Центр в реестр иностранных агентов. Насколько я знаю, уже сам штраф очень существенен для центра. Где искать эти деньги? У организации нет серьезного запаса финансовой прочности. Во-вторых, у Минюста добавится поводов отслеживать публичные высказывания сотрудников Центра – и, если они нарушат закон об иностранных агентах, Центру снова придется платить крупный штраф. Организацию таким образом могут просто обанкротить. В-третьих, это репутационные издержки. Меня, как человека, пометка «иностранный агент» не остановила бы, потому что репутация у Центра колоссальная. Но те, кто не знаком с его работой, не знаком с Галиной Араповой или юристами Центра, могут быть не готовы работать с иностранным агентом. И, наконец, все это осложнит взаимоотношения Центра защиты прав СМИ с госструктурами.
Наталья Янчева, и.о. главного редактора холдинга РИА «Воронеж»:
– Я давно знаю юристов Центра защиты прав СМИ, и все эти годы они делали очень важное дело – защищали свободу слова и одновременно учили журналистов этой свободой не злоупотреблять: не давать рекламу под видом редакционных статей, не навешивать ярлыков до решения суда и так далее. Это ежедневная, скрупулезная работа, которая шла на пользу всему обществу. Наш холдинг плотно сотрудничает с Центром защиты прав СМИ, так как сложности и правовые коллизии возникают чуть ли не ежедневно. Не думаю, что для редакций станет помехой статус «иностранного агента». За годы Центр заработал очень хорошую репутацию – фактически, это самые квалифицированные специалисты в стране по медиаправу. Другое дело, что до сих пор Центр защиты прав СМИ помогал редакциям по всей России либо вообще на бесплатной основе, либо за символическое вознаграждение. Если в результате действий Минюста редакциям придется работать с Центром по коммерческим расценкам, то ошибок, а значит, исков и штрафов, связанных с незнанием или неправильной трактовкой законов, станет намного больше. Учитывая, что сейчас штрафы по некоторым нарушениям закона достигают 500 тыс. рублей, а наказания по искам еще внушительней, это серьезно скажется на всем медиапространстве.
Контекст
Закон «О некоммерческих организациях» (НКО), определяющий статус иностранного агента, Госдума приняла в июле 2012 года. Закон устанавливает два условия для присвоения НКО статуса иностранного агента:
- НКО занимается «политической деятельностью» в России, пытаясь «воздействовать на принятие органами власти решений, направленных на изменение проводимой государственной политики»;
- получают денежные средства и иное имущество от иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- иностранные агенты обязаны добровольно регистрироваться в Минюсте, а также указывать свой статус при публикациях в СМИ и в интернете.
По данным на февраль 2015 года, в реестре Минюста 41 некоммерческая организация, имеющая статус иностранного агента, Воронежских НКО в списке нет.